АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА БАРЬЕРНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОГРАЖДЕНИЙ Рекомендации касаются антикоррозионной защиты цинкнаполненными композициями (ЦНК) производства ЗАО НПП ВМП металлических дорожных ограждений барьерного типа.
В мировой практике изготовление и антикоррозионная защита барьерных металлических ограждений выполняются в соответствии с требованиями стандартов DIN (DIN 1706, DIN 50 975) из горячео-цинкованной стали с толщиной покрытия для: балок - 80 мкм, стоек - 140 мкм, элементов крепления - 60 мкм. В неагрессивной атмосфере горячеоцинкованные конструкции эксплуатируются без дополнительного перекрытия лакокрасочными материалами (ЛКМ). В процессе эксплуатации ограждения периодически очищают от грязи механическим способом и моют. Горячецинковое покрытия не подлежат ремонту: в случае повреждения и появления ржавчины ограждение заменяют. При эксплуатации ограждений в слабо- и среднеагрессивных средах на оцинкованную поверхность наносят слой покрывного ЛКМ. Необходимость дополнительной защиты красками обусловлена быстрым окислением горячеоцинкованного покрытия в присутствии агрессивных компонентов с образованием рыхлых белых продуктов коррозии, что приводит к потере декоративных свойств. Нанесение покрывного слоя эмали на оцинкованную поверхность требует специальной подготовки поверхности (обычно по схеме: обезжиривание - травление). Такие ограждения чистят, моют и периодически подкрашивают. Действующим на территории РФ ГОСТ 26804-86 для дорожных ограждений предусмотрена антикоррозионная защита в соответствии со СНиП 2.03.11-85. Вместе с тем, повсеместно дорожные ограждения окрашиваются ЛКМ типа ГФ-021 и ПФ-115, которые, как показывает практика, не обеспечивают долговременной коррозионной защиты. Принимая во внимание значительную загрязненность атмосферы на дорогах России агрессивными компонентами и особо жесткие условия эксплуатации дорожных ограждений можно констатировать, что для металлоконструкций требуется надёжная антикоррозионная защита, сопоставимая с горячим цинкованием с последующим окрашиванием ЛКМ. Этим требованиям отвечает защита способом холодного цинкования цинкнаполненными композициями, которые производит ЗАО НПП ВМП (г. Екатеринбург).
Системы покрытий Для долговременной (более 10 лет) защиты металлоконструкций (МК) рекомендуется применение комплексных покрытий в соответствии с общей схемой: цинкнаполненный грунт + покрывной материал.
Цинкнаполненные грунты Цинкнаполненные грунты ЦИНОЛ и ЦВЭС благодаря высокому (более 80 мас.%) содержанию цинкового порошка: - защищают металл преимущественно по катодному механизму, аналогично цинковым металлическим покрытиям, осуществляя "холодное" цинкование стали; - обладают способностью к "самозалечиванию" в местах дефектов покрытий (царапины, сколы) и предотвращают развитие в них подпленочной коррозии; - электропроводны, не накапливают статического электричества; - устойчивы к перепадам температур благодаря близким к стали коэффициентам температурного расширения; - пожаробезопасны; относятся к материалам, не распространяющим пламя по поверхности.
Покрывные материалы В качестве покрывных слоев рекомендуется применение алюмонаполненных композиций АЛПОЛ и ПАЭС производства НПП ВМП. Покрывные слои в комплексной системе: - защищают по барьерному механизму, предотвращая проникновение коррозионно-активных веществ к металлу. Повышение барьерных свойств достигается в них за счет введения пигментов чешуйчатой формы (алюминиевая пудра); - придают заданные декоративные свойства.
Рекомендуемые схемы защиты Типовые системы для защиты МК различного назначения приведены в таблице. Выбор оптимальной схемы, включая марку ЛКМ, количество слоев и общую толщину покрытия, следует осуществлять с учетом климатических условий конкретных районов (ГОСТ 15150-69, ГОСТ 16350-80), характеристики среды эксплуатации металлоконструкций (СНиП 2.03.11-85), а также с учетом условий при нанесении ЛКМ и их технико-экономической эффективности. Надежность и долговечность предлагаемых систем покрытий обеспечивается: - сочетанием слоев с разным механизмом защиты: катодным и барьерным; - использованием ЛКМ на основе высокоэффективных пленкообразователей: полиуретановых, эпоксидных, акриловых, виниловых, кремнийорганических; - высокой стойкостью рекомендуемых ЛКМ в атмосфере умеренного и холодного климата всех типов и категорий размещения по ГОСТ 15150-69; - проверенной совместимостью грунта и покрывного материала.
Технология нанесения Рекомендуемые системы покрытий пригодны для нанесения безвоздушным или пневматическим распылением, валиком и кистью, как в заводских условиях, так и на строительной площадке. Окрасочные работы большинством ЛКМ можно проводить при неблагоприятных погодных условиях: при отрицательных температурах и повышенной влажности воздуха. Покрытия отверждаются при температуре окружающего воздуха и ремонтопригодны в полевых условиях. Технология нанесения ЛКМ подробно описана в технологических инструкциях, предоставляемых ЗАО НПП ВМП.
Типовые системы покрытий для долговременной (более 10 лет) защиты от коррозии металлоконструкций дорожных ограждений.Степень агрессивности атмосферы по СНиП 2.03.11-85-85 Условия эксплуатации по ГОСТ 15150-69 и 9.032-74 Система покрытий Цинкнаполненный грунт (толщина, мкм) Покрывной слой Общая толщина, мкм Средне и сильно агрессивная У1, ХЛ1 ЦИНОЛ (80-100) АЛПОЛ 100-140 ЦВЭС (80-100) ПАЭС 100-140
Системы прошли ускоренные и натурные испытания в отраслевых институтах: Научно-исследовательском институте транспортного строительства (ЦНИИС, г. Москва, 1998г.), Научно-исследовательском центре по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ, г. Дмитров, 2000г.), Институте сварки (г. Екатеринбург, 2000 год).
|